Приветствую Вас, Гость

Эссе

Океан моей жизни

Мир движется и совершенствуется.

Главная задача – внести вклад в

это движение, подчиниться ему

и сотрудничать с ним.

Л.Н. Толстой.

           Все реки текут к своему океану, все они текут по-разному. Одни - быстро и напористо, другие –

медленно и гармонично, третьи долгое время остаются на месте, а потом начинают движение, 

бывает,  и вовсе испаряются в небеса или уходят в землю, так и не достигнув океана. Об этом

говорится в начале притчи  Роберта Элиаса Наджеми  «Река жизни. Жизнь подобна реке».

          Каждый человек подобен реке, каждый человек стремится к своей цели. И моя жизнь подобна

реке, и я стремлюсь к своей цели, к своему океану. Океан моей реки – это учительская деятельность.

          Быть учителем я мечтала еще в детстве. Впервые переступив порог школы, познакомившись

с первой учительницей, я влюбилась в труд этого замечательного педагога, и, стремясь во всем

подражать ей, мечтала стать такой же. С тех пор я ни разу не изменила своей мечте. Я стала

учителем русского языка и литературы в 19 лет, когда пришла работать в школу №3 города

Стрежевого. Мне доверили почти шестьдесят любознательных и интересных пятиклассников.

Моему счастью не было предела – сбылась моя мечта! Вот мой океан!

         Однако здесь оказалось не все так просто. Этот океан – сложная  система в образовании, где

формируются личности детей, новые ручейки и речки, и многое зависит от нас, учителей.

Ш.Амонашвили сказал: «Ведущей силой педагогического процесса является личность учителя,

личность воспитателя. Его характер, мировоззрение, устремление, культура, его

духовно-нравственный мир, знания, образ жизни, привычки, его любовь к детям и своей

профессии, в общем, вся его личность предопределяют качества педагогического процесса.

Качества эти зависят не столько от хороших программ, учебников, методов, «новых технологий»,

оборудований, средств и прочее, а в первую очередь от личности учителя…». И, действительно,

учителя должны стремиться к формированию в каждом ребенке всесторонне развитой личности.

От того, какими станут выпускники школ, зависит будущее России.

         Поэтому, обучая детей, я стремлюсь воспитать в них доброту, любовь, милосердие, уважение

друг к другу, патриотизм, честность, порядочность и другие нравственные качества. Конечно, в

настоящее время нелегко обучать и воспитывать учеников, поскольку современные дети не

могут обходиться без смартфонов, планшетов, компьютеров. Некоторые ребята становятся

серьезно зависимыми от электронных и цифровых устройств, сосредотачивая  все свои

интересы на играх и общении в   виртуальном мире. И моя задача – преодолеть эти трудности,

научить пользоваться информационными источниками так, чтобы они приносили пользу, а не вред.

Необходимо не просто вооружить ученика знаниями, а сформировать в нем такие умения, с

помощью которых он сможет сам добывать информацию, выбирать нужную, пользоваться ею,

а самое главное - воспроизводить новые смыслы, творить.

         В этом мне помогают уроки литературы. Именно здесь ребятам необходимо научиться

познавать себя через изучение художественных произведений. Уроки литературы, как  уроки

откровения, как душевный разговор, помогают ученику разобраться в себе. И учителю нужно

суметь быть посредником в этих разговорах между писателем и учениками. Мне это удается,

благодаря использованию на уроках метапредметных технологий: проблемной,

личностно-ориентированной, проектной деятельности.  На таких уроках ученики получают

новую информацию в ходе решения теоретических и практических проблем. Так, например,

при изучении рассказа Н.С. Лескова «Левша», мои дети сначала создавали мини-проекты:

рисовали иллюстрации к рассказу, писали сочинения, стихи, находили информацию

о мастерах нашей страны, сравнивали их с Левшой. Больше всего ребят заинтересовало

творчество мастеров Томской области и нашего города в том числе. Так родилась идея

создать книгу о мастерах-умельцах Томской области и выступить со своим проектом на

городской конференции. Ребята одержали победу. А сколько было радости, гордости

за себя и за свою малую Родину! Ведь, решая проблемы, школьники развивают

самостоятельность, творческие способность и, коммуникационные и информационные

компетенции, воспитывают в себе нравственные качества, становятся более активными.

Полученные таким образом знания более прочные.

         По этому же принципу строю уроки русского языка. Этот предмет для меня не менее

интересен, ведь русский язык – язык нашей России, могучий, богатый и одновременно

трудный для многих современных учеников. К сожалению, не каждому ребенку удается

усвоить все законы этого  предмета. Все дети разные: одни быстро все схватывают,

другие медленно. И вот тут, на мой взгляд, самая главная задача – помочь усвоить

учебный материал каждому, ведь каждому выпускнику предстоит сдавать ЕГЭ

по русскому языку.

         Как мне это удается сделать? Я отношусь к своей работе с любовью, каждому

ученику стараюсь уделить внимание. И, главное, все делаю искренне, ведь каждый

ребенок очень тонко чувствует фальшь и несправедливость. Как точно выразился

П. Блонский: «Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу,

а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму

действительность». В ответ на мою любовь и искренность я получаю любовь и уважение

своих учеников. Я стремлюсь научить детей понимать тот сложный мир, в котором они

живут, помогаю этим молодым ручейкам влиться в мировой океан. И вместе нам

удается многого достичь. Вместе с ребятами я учусь сама, и многому еще предстоит научиться.

      Течет время, течет моя река, стремясь к океану жизни, который огромен, постигать его глубины

невероятно интересно. И мы, учителя, погружаясь в этот мир, смешиваемся с человечеством и

посредством любви, искренности и доброты формируем личности для будущего России.