Эссе
Океан моей жизни
Мир движется и совершенствуется.
Главная задача – внести вклад в
это движение, подчиниться ему
и сотрудничать с ним.
Л.Н. Толстой.
Все реки текут к своему океану, все они текут по-разному. Одни - быстро и напористо, другие –
медленно и гармонично, третьи долгое время остаются на месте, а потом начинают движение,
бывает, и вовсе испаряются в небеса или уходят в землю, так и не достигнув океана. Об этом
говорится в начале притчи Роберта Элиаса Наджеми «Река жизни. Жизнь подобна реке».
Каждый человек подобен реке, каждый человек стремится к своей цели. И моя жизнь подобна
реке, и я стремлюсь к своей цели, к своему океану. Океан моей реки – это учительская деятельность.
Быть учителем я мечтала еще в детстве. Впервые переступив порог школы, познакомившись
с первой учительницей, я влюбилась в труд этого замечательного педагога, и, стремясь во всем
подражать ей, мечтала стать такой же. С тех пор я ни разу не изменила своей мечте. Я стала
учителем русского языка и литературы в 19 лет, когда пришла работать в школу №3 города
Стрежевого. Мне доверили почти шестьдесят любознательных и интересных пятиклассников.
Моему счастью не было предела – сбылась моя мечта! Вот мой океан!
Однако здесь оказалось не все так просто. Этот океан – сложная система в образовании, где
формируются личности детей, новые ручейки и речки, и многое зависит от нас, учителей.
Ш.Амонашвили сказал: «Ведущей силой педагогического процесса является личность учителя,
личность воспитателя. Его характер, мировоззрение, устремление, культура, его
духовно-нравственный мир, знания, образ жизни, привычки, его любовь к детям и своей
профессии, в общем, вся его личность предопределяют качества педагогического процесса.
Качества эти зависят не столько от хороших программ, учебников, методов, «новых технологий»,
оборудований, средств и прочее, а в первую очередь от личности учителя…». И, действительно,
учителя должны стремиться к формированию в каждом ребенке всесторонне развитой личности.
От того, какими станут выпускники школ, зависит будущее России.
Поэтому, обучая детей, я стремлюсь воспитать в них доброту, любовь, милосердие, уважение
друг к другу, патриотизм, честность, порядочность и другие нравственные качества. Конечно, в
настоящее время нелегко обучать и воспитывать учеников, поскольку современные дети не
могут обходиться без смартфонов, планшетов, компьютеров. Некоторые ребята становятся
серьезно зависимыми от электронных и цифровых устройств, сосредотачивая все свои
интересы на играх и общении в виртуальном мире. И моя задача – преодолеть эти трудности,
научить пользоваться информационными источниками так, чтобы они приносили пользу, а не вред.
Необходимо не просто вооружить ученика знаниями, а сформировать в нем такие умения, с
помощью которых он сможет сам добывать информацию, выбирать нужную, пользоваться ею,
а самое главное - воспроизводить новые смыслы, творить.
В этом мне помогают уроки литературы. Именно здесь ребятам необходимо научиться
познавать себя через изучение художественных произведений. Уроки литературы, как уроки
откровения, как душевный разговор, помогают ученику разобраться в себе. И учителю нужно
суметь быть посредником в этих разговорах между писателем и учениками. Мне это удается,
благодаря использованию на уроках метапредметных технологий: проблемной,
личностно-ориентированной, проектной деятельности. На таких уроках ученики получают
новую информацию в ходе решения теоретических и практических проблем. Так, например,
при изучении рассказа Н.С. Лескова «Левша», мои дети сначала создавали мини-проекты:
рисовали иллюстрации к рассказу, писали сочинения, стихи, находили информацию
о мастерах нашей страны, сравнивали их с Левшой. Больше всего ребят заинтересовало
творчество мастеров Томской области и нашего города в том числе. Так родилась идея
создать книгу о мастерах-умельцах Томской области и выступить со своим проектом на
городской конференции. Ребята одержали победу. А сколько было радости, гордости
за себя и за свою малую Родину! Ведь, решая проблемы, школьники развивают
самостоятельность, творческие способность и, коммуникационные и информационные
компетенции, воспитывают в себе нравственные качества, становятся более активными.
Полученные таким образом знания более прочные.
По этому же принципу строю уроки русского языка. Этот предмет для меня не менее
интересен, ведь русский язык – язык нашей России, могучий, богатый и одновременно
трудный для многих современных учеников. К сожалению, не каждому ребенку удается
усвоить все законы этого предмета. Все дети разные: одни быстро все схватывают,
другие медленно. И вот тут, на мой взгляд, самая главная задача – помочь усвоить
учебный материал каждому, ведь каждому выпускнику предстоит сдавать ЕГЭ
по русскому языку.
Как мне это удается сделать? Я отношусь к своей работе с любовью, каждому
ученику стараюсь уделить внимание. И, главное, все делаю искренне, ведь каждый
ребенок очень тонко чувствует фальшь и несправедливость. Как точно выразился
П. Блонский: «Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу,
а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму
действительность». В ответ на мою любовь и искренность я получаю любовь и уважение
своих учеников. Я стремлюсь научить детей понимать тот сложный мир, в котором они
живут, помогаю этим молодым ручейкам влиться в мировой океан. И вместе нам
удается многого достичь. Вместе с ребятами я учусь сама, и многому еще предстоит научиться.
Течет время, течет моя река, стремясь к океану жизни, который огромен, постигать его глубины
невероятно интересно. И мы, учителя, погружаясь в этот мир, смешиваемся с человечеством и
посредством любви, искренности и доброты формируем личности для будущего России.