Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Литература » Готовимся к олимпиаде

Заочная олимпиада по литературе 5-6 класс.docx
[ Скачать с сервера (15.9 Kb) ] 15.12.2013, 01:14

по литературе

5-6 классы

                                                                                              

2008 уч. г.

 

1. Героине какой русской сказки принадлежат следующие слова: «Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кащея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь – только тогда и разыщешь меня…»?

 

2. Какая сказка А.С. Пушкина завершается такой концовкой: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»?

 

3. Дайте определение пословицы. Подберите русский вариант к каждой зарубежной пословице.

 

а) Молчаливость лучше многословия;

б) Друга узнаешь в опасности;

в) Из иголки делают палку;

г) Если есть дым, есть и огонь;

д) Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь;

е) С богачом о бедности не говорят;

ж) Зонт готовь при ясной погоде;

з) Не суди человека по его внешности.

 

4. Многие выражения из басен И.А. Крылова стали пословицами и поговорками. Напишите значение следующих «крылатых выражений» и укажите, в каких жизненных ситуациях мы их употребляем.

 

а) «Ворона в павлиньих перьях»;

б) «Демьянова уха»;

в) «Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем»;      

г) «Наделала синица слава, а моря не зажгла»;

д) «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду».

                                                                                                                  

5. Назовите имя героя античной мифологии, отцом которого был Зевс, а матерью – Алкимена. Перечислите все факты его героической биографии.

 

6. Назовите фамилии авторов баллад с названиями созданных ими произведений:

 

Автор

Произведение

М.Ю. Лермонтов

«Лесной царь»

И.В. Гете

«Вересковый мед»

Р. Бернс

«Суд Божий над епископом»

Р.Л. Стивенсон

«Бородино»

А.К. Толстой

«Джон Ячменное зерно»

Р. Саути

«Курган»                                                

 

 

 

7.Назовите авторов и произведения

 

а) «На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ».

 

б) «Вы как раз на рубеже Страны Воспоминаний. Повернешь алмаз – и сейчас же увидишь большое дерево с надписью, - значит, ты пришел куда следует… Только не забудьте, что без четверти девять вы должны вернуться… Это чрезвычайно важно… Будьте же точны. Если опоздаете, то все погибло…».

 

в) «Илья Самойлович Бурмин служил старшим писцом в Сиротском суде. Когда он овдовел, ему было около пятидесяти лет, а его дочке – семь. Сашенька была девочкой некрасивой, худенькой и малокровной; она плохо росла и так мало ела, что за обедом каждый раз приходилось ее стращать волком, трубочистом и городовым. Среди шума и кипучего движения большого города она напоминала те чахлые травинки, которые вырастаю – Бог весть каким образом – в расщелинах старых каменных построек».

 

г) «Она недаром перечитала множество поучительных рассказов про детей, с которыми случались разные неприятности – бедные крошки и погибали в пламени, и доставались на съедение диким зверям, - и все только потому, что они забывали (или не хотели помнить!) советы старших. А ведь, кажется, так просто запомнить, что, например, раскаленной докрасна кочергой можно обжечься, если будешь держать ее в руках слишком долго; что если очень глубоко порезать палец ножом, из этого пальца, как правило, пойдет кровь, и так далее и тому подобное».

 

д) «Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми».

 

8. Теория и история литературы

 

а) Назовите художественный прием, при котором внутри предложения однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака?

б) Назовите относительно самостоятельную единицу действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии;

в) Почему М.Ю. Лермонтова назвали Михаилом и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика?

г) Закончите строчку пушкинского стихотворения, ставшую афоризмом: «И сердце вновь горит и любит – оттого…».

 

9. Идейно-эстетический анализ художественного текста

 

К.Н. Батюшков «Пробуждение» (1815)

 

Зефир последний свеял сон

С ресниц, окованных мечтами,

Но я – не к счастью пробужден

Зефира тихими крылами.

Ни сладость розовых лучей

Предтечи утреннего Феба,

Ни кроткий блеск лазури неба,

Ни запах, веющий с полей,

Ни быстрый лет коня ретива

По скату бархатных лугов,

И гончих лай, и звон рогов

Вокруг пустынного залива –

Ничто души не веселит,

Души, встревоженной мечтами,

И гордый ум не победит

Любви – холодными словами.

 

1. Определите основную мысль стихотворения;

2. Найдите эпитеты, олицетворения;

3. Выпишите и дайте определение образам античной мифологии;

4. Определите  тип рифмы (во всех строфах) и стихотворный размер.

                                                                    

10. Переложите на стихи «Сказку о молодильных яблоках и живой воде». Перенесите действие персонажей в наши дни.

Категория: Готовимся к олимпиаде | Добавил: gudkovskayaav
Просмотров: 2609 | Загрузок: 93 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]